Административное деление

image

     В начале XX в. собственно Китай сохранял традиционное деление на провинции (шэн), которые, в свою очередь, делились на области (фу). Число областей в разных провинциях было различным, всего их к 1900 г. было 185. Помимо областей, представлявших основную административно-территориальную единицу на этом уровне административного деления, в состав провинций могли входить независимые округа (чжи-ли чжоу) и независимые отделы (чжи-ли тин); и те и другие в плане административной иерархии обладали тем же статусом, что и области; число их в разных провинциях также могло быть различным. К началу XX в. насчитывалось 72 независимых округа и 45 независимых отделов.

     Основной единицей следующего, низшего уровня административно-территориального деления был уезд (сянь); в рассматриваемое время их в Китае было 1303. Помимо уездов в состав областей могли входить округа (чжоу) и отделы (тин). Независимые отделы могли помимо уездов включать в свой состав округа (чжоу); в состав независимых округов могли входить только уезды. Общее число округов к началу XX в. составляло 146, отделов — 75.

     Общим управлением отдельных административно-территориальных единиц ведала в Китае местная администрация. Деятельность ее на всех уровнях выше уездного сводилась к передаче сверху вниз различного рода распоряжений и приказов и контролю за их исполнением, осуществлявшимся на основании поступавших снизу письменных отчетов и донесений.

     Функции уездной администрации имели совершенно иной характер, так как в уезде—низовой ячейке описанной выше структуры — объектом административного процесса являлась не та или иная нижестоящая инстанция, а само население. Характер деятельности местной китайской администрации в начале XX в. во многом определялся общей организацией системы управления. Основным принципом последней была централизация: все звенья административного аппарата составляли строго иерархическую систему с последовательным подчинением низших высшим и контролем вышестоящих инстанций над нижестоящими; все они в своей деятельности обязаны были руководствоваться постановлениями и распоряжениями центрального правительства, назначавшего и смещавшего весь административный персонал от генерал-губернатора до начальника уезда и осуществлявшего высший контроль как в сфере общей администрации, так и в области налогообложения и отправления правосудия.