Более узкие социальные объединения

image

     Серьезное место в жизни сельской общины занимала проблема школьного обучения. Организация и содержание школы (оплата учителя, содержание, ремонт или строительство школьного здания и т. п.) были одной из функций сельской общины. Поскольку наличие ученой степени открывало возможность получения чиновничьей должности и в корне изменяло социальный статус ее обладателя и его семьи, социальная ценность образования в старом Китае всегда была очень высокой. Кроме того, интересы сельской общины в уездном ямыне (защита от несправедливого судебного решения, помощь во время бедствий, забота об общем благосостоянии, возможность повлиять на решения уездного начальника, в том или ином плане неблагоприятные для деревни) могли представлять и защищать только шэньши. Поэтому забота об образовании всегда была общим делом китайской деревни.

     Помимо общедеревенских практиковались и более узкие объединения, организуемые жителями деревни с различными целями.

     К числу наиболее распространенных относились кредитные товарищества, поочередно выплачивавшие общую сумму взносов каждому из участников. На кооперативных началах могли организовываться и объединения другого типа, например спортивные или музыкальные общества и т. п.

     Наконец, большую роль в социальной жизни деревни играли соседские связи, основанные на повседневном общении и бесплатной взаимопомощи как в хозяйственных, так и семейных делах (помощь при похоронах, подарки при рождении ребенка, на свадьбу и т. п.).

     Наиболее активной в китайской деревне была социальная деятельность, связанная с отправлением религиозных культов. В представлении китайцев их здоровье, благополучие и безопасность, урожай, спасение от бедствий (засухи, наводнения, эпидемии, нашествия саранчи и т. п.) и даже успешная сдача экзаменов зависели от расположения божеств и местных духов. Поэтому содержание в должном порядке и строительство храмов, кумирен, алтарей, устройство ритуальных процессий и жертвоприношений, театральных представлений в честь божеств всегда составляли существеннейший аспект социальной жизни сельской общины.

     Ритуальные моменты были присущи и многим описанным выше общинным институтам. Они проявлялись, например, в устройстве пиршества при начале проведения той или иной программы (для того, чтобы добиться поддержки начинания со стороны богов и духов) и по ее завершении (в знак благодарности богам и духам за оказанную помощь). Такой ритуал обычно имел место, как уже отмечалось, при ежегодной организации общества по охране урожая, а также при организации других добровольных внутридеревенских обществ.


Оснащенность противоинфарктных отделений