Деревенские старшины

image

     Помимо этой группы энергичных и деятельных людей в деревне всегда была еще одна группа влиятельных лиц, играющих чрезвычайно важную роль в жизни сельских общин Китая. В эту группу входили местные шэньши, а также старейшие.

     Шэньши играли определяющую роль в жизни общины в Китае. Именно они разрабатывали различные общедеревенские и междеревенские программы и изыскивали средства на их проведение. Шла ли речь о строительстве (ремонте) ирригационных сооружений, храмов, дорог, мостов и переправ или о работах по борьбе с наводнениями, об улаживании местных конфликтов или организация деревенской обороны — во всех случаях главенствующую роль играли шэньши.

    Особое место в деревне занимали старейшие. Как правило, в состав этой небольшой группы входили представители основных (иногда всех) деревенских кланов и наиболее влиятельных семей. Старейшие принимали решения по общедеревенским вопросам. Хотя никаких правил или установлений относительно их статуса (так же как и статуса остальных руководителей в деревне) не существовало, их положение и роль в деревне признавались всеми ее жителями. Старейшие номинально избирались всеми жителями деревни. Однако на практике вопрос о составе этой группы решался наиболее влиятельными в деревне лицами. Последующая процедура, на которую приглашались главы всех семей, носила уже чисто формальный характер. При выборе старейших учитывался ряд факторов: принадлежность к клану и положение в нем, возраст, благосостояние, ученость и др.

     Местные шэньши и старейшие направляли всю жизнь деревни. В их руках находился контроль над выполнением различных общедеревенских программ, над финансовыми делами деревни, в том числе над управлением общественным имуществом. С их помощью улаживались внутридеревенские конфликты, они вершили суд и определяли наказание, наблюдали за соблюдением религиозных обрядов, неукоснительным следованием традициям, за поведением жителей, за строгим соблюдением обычаев. Они решали все вопросы, связанные с обучением детей в деревенской (или клановой) школе, и определяли характер и программу обучения. Именно эта группа влиятельных лиц сосредоточивала в своих руках всю власть и определяла общественное мнение деревни, осуществляя тем самым социальный контроль. Она же представляла деревню в ее отношениях с другими деревнями и благодаря своему авторитету и влиянию, часто выходившим за пределы отдельной деревни, способствовала улаживанию возникавших время от времени междеревенских конфликтов либо установлению сотрудничества при проведении междеревенских программ.

     Эта группа влиятельных лиц также не занимала какого-либо официального положения. Однако ни одно мероприятие в деревне, как официальное (т. е. предписанное уездными властями), так и неофициальное (т. е. вызывавшееся нуждами самих жителей деревни), не могло быть организовано и осуществлено без их совета и одобрения. Староста, получая официальное распоряжение от уездного начальника, прежде всего доводил его до сведения старейших. Старейшие после обсуждения его с остальными лицами, совет и одобрение которых считались необходимыми, либо сообщали старосте о том, как надо осуществить данное распоряжение, либо о своем неодобрении его. В последнем случае осуществить распоряжение было довольно трудно. Нередко местные шэньши имели возможность влиять на характер принимаемых уездным начальником решений, либо благодаря собственному влиянию и весу, либо благодаря своим связям с вышестоящими чиновниками. Известны случаи смещения уездных начальников, не поладивших с местными шэньши. Однако столь острые конфликты чаще всего имели место лишь там, где были замешаны личные интересы шэньши, интересы их семей и кланов, а не интересы общины.

     Таким образом, роль шэньши в организации внутридеревенских и междеревенских программ и в общем управлении всей жизнью в сельских районах Китая была весьма значительной. Далеко не всегда эта роль была позитивной. Об этом свидетельствуют частые обвинения шэньши в деспотизме и тирании, захвате чужой земли и могил, мошенничестве, избиениях и убийствах, судебных мошенничествах и т. п. В особенно тягостном положении оказывалось население деревень в тех случаях, когда «плохие шэньши» (ле-шэнь) прибирали к рукам местную милицию (туань-лянь) либо создавали вооруженные банды, отбиравшие урожай, грабившие и убивавшие крестьян.


Переговоры о втором советско-шведском торговом договоре