Китайский уезд

image

     В соответствии с традиционным для китайской администрации членением на шесть отделов в уездном ямыне имелось шесть отделений: чинов, финансов, церемоний, наказаний, общественных работ и военное.

     Китайский уезд представлял собой обширный сельский район с городом того же названия в качестве административного центра. Уездный город (чэн) был окружен мощными стенами, обычно средневековой постройки, ворота в них на ночь запирались. Внутри городской стены обычно имелись обширные площади обрабатываемой земли и располагались правительственные здания: ямынь, казнохранилище, казенные хлебные амбары с запасами зерна, тюрьма, государственные храмы. Помимо уездного города на территории уезда были и другие города, а также большое количество деревень.

     Территория уезда могла делиться на волости (сян). Будучи составной частью уезда, сян представлял собой административную единицу иного типа: во главе его стоял не чиновник-шэнь-ши, а староста (сян-чжан), назначаемый уездным начальником из числа простолюдинов.

     Сян в рассматриваемое время, в свою очередь, включал в себя единицы трехступенчатой системы баоцзя. Такая практика субадминистративного деления существовала в Китае на протяжении многих веков. Единицами этой системы были искусственно создаваемые властями объединения из определенного, различного для разных эпох и местностей числа дворов. Искусственный характер таких объединений виден из того, что они не соотносились ни с деревнями, ни с реально существующими внутри последних социальными группами (кланами, соседскими объединениями и т. п.). Вместе с тем этот тип субадминистративной организации населения вполне соответствовал духу и целям китайской администрации, основным назначением которой были поддержание существующего порядка и сбор налогов.

     Принципы организации системы баоцзя были едиными на протяжении всей истории Китая. В основе ее лежало объединение небольшого числа дворов, представлявшее минимальную единицу; единица каждой последующей ступени (обычно всего их было три) состояла из того или иного числа единиц предшествующей ступени.

     В цинском Китае минимальной единицей в системе баоцзя было объединение из десяти дворов — пай; десять таких единиц, или сто дворов, составляли единицу следующего уровня — цзя; десять цзя, или тысяча дворов, составляли единицу третьего, последнего уровня в системе баоцзя — бао. Организация населения по системе баоцзя, как уже отмечалось, входила в обязанности уездного начальника. Члены каждого объединения семей были связаны круговой порукой, они обязаны были сообщать своему старшому обо всех случаях нарушения порядка, о появлении неизвестных лиц, о приезде или отъезде кого-либо из домочадцев. Если кто-либо уезжал или, напротив, поселялся на длительное время, в дверные таблички (которые должны были быть вывешены на дверях каждого дома и содержали сведения обо всех проживающих, включая слуг) должны были быть внесены соответствующие изменения; на табличке указывался также порядковый номер бао, цзя, пая, а также номер домовладения. Старшие подразделений баоцзя подлежали порке в случае, если они утаивали то, что им было известно о грабителях (или о тех, кто их покрывал), а также если они не сообщили о преступлении (будучи информированными о нем) либо не смогли задержать преступника.

     Установление подворного принципа субадминистративного деления в уездах (по системе баоцзя) при отсутствии официального административного статуса у поселений (городов и деревень) привело к тому, что внутри уездов одновременно существовали две не совпадающие друг с другом системы деления.


Недолгая, но плодотворная жизнь