Классическая китайская поэзия и живопись

image

     В поэзии Ван Вэя синонимом понятия «воспоминание» часто выступает глагол гуй (возвращаться). «Горы Ланьтянь пребывают в моем сердце»,— писал поэт. И к этим горам, и ко всему, что с ними связано, поэт постоянно возвращался мыслью и чувствами. Воспоминание или возвращение к милым сердцу местам, людям, образам природы (деревьям, цветам, облакам) в поэзии Ван Вэя является центральным мотивом, важнейшим художественным приемом. Факты действительности, чувства людей чаще всего в стихах Ван Вэя описываются не как результат непосредственного наблюдения, а как окрашенное чувством поэта воспоминание. Он словно кружит вокруг небольшого числа излюбленных образов, наделяя их каждый раз иным качеством, иным настроением. Многообразие прочтений этих образов-символов продиктовано тем, что они вплетены в сложный контекст жизни поэта, увидены им через призму воспоминаний. Антология стихов-воспоминаний китайских поэтов может служить веским свидетельством того, что воспоминание, аккумулирующее память и забвение, является сутью поэтического видения мира. Знаменательно, что общепризнанный шедевр Пушкина — «Я помню чудное мгновенье», воспринимаемый нами как олицетворение самой поэзии, читается как философское эссе о сложной и тонкой взаимосвязи памяти и забвения, о природе воспоминания, которое раскрыто Пушкиным как источник поэтического вдохновения.

     Близость поэзии Ф. И. Тютчева классической китайской поэзии, открытая более полувека назад В. М. Алексеевым, обнаруживается, думается мне, с особенной силой в связи с поэтикой памяти-забвения и воспоминания. «Беспамятство» души, утрата памяти о своем дневном, обычном существовании выступают у Тютчева как основные источники таинственного поэтического вдохновения:

     Тогда густеет ночь, как хаос на водах, Беспамятство, как Атлас, давит сушу, Лишь Музы девственную душу В пророческих тревожат боги снах.

     Классическая китайская поэзия и живопись обретают большую общекультурную ценность в наших глазах еще и потому, что в них с поражающей ясностью показана особая природа поэтического и художественного творчества, преодолевающих быстротечность жизни и прикасающихся к вечности. Важнейшая грань этого творчества осознается как категория «воспоминание».


«Чуньцю» в свете древнейших китайских источников