Образование народных коммун

image

     С образованием «народных коммун» плательщиками налога стали выступать производственные звенья и производственные бригады.

     Доходы от сельского хозяйства определяются на основе среднегодовой урожайности, устанавливаемой на пять лет. Средняя ставка основного сельскохозяйственного налога для всей страны была установлена в размере 15,5% среднегодовой урожайности; она колебалась в пределах 13—25% в зависимости от района.

     Для пополнения ресурсов на проведение мероприятий местного значения закон разрешал провинциям устанавливать дополнительные начисления в размере 15% к основному сельскохозяйственному налогу. В районах развитого производства технических культур и садоводства эти начисления могли быть повышены до 30% основного налога. В структуре налога на долю зерновых приходилось 85%, около 8% составляли хлопок и масличные культуры и лишь 7% — денежные поступления. В 50-е годы до «большого скачка» в порядке налога поступало в среднем в год около 28 млрд. цзиней (14 млн. т) продовольственного зерна, рассчитанного в «силян», или свыше 18 млн. т неочищенного зерна.

     Анализ структуры сельскохозяйственного налога и закупок зерна в 1954 г. показывает, что товарное зерно включало рис, пшеницу, соевые бобы и прочее зерно в пропорции 44,6:21: 11,3:23,1.

     Налоговые поступления обеспечили в том году 33,4% всех заготовок пшеницы, 41% риса, 29% соевых бобов и 37% прочего зерна.

image

     Приведенные в табл. 1 данные свидетельствуют, что величина зерновых налоговых поступлений в 50-е гады оставалась почти неизменной. Это объяснялось довольно последовательным проведением с момента образования КНР принципа стабильности налогообложения деревни. Подобная практика неизменности размеров и методов сбора сельскохозяйственного налога на протяжения ряда лет (была с одобрением встречена китайским крестьянством, страдавшим от неупорядоченности системы налогообложения в период гоминьдановского господства. Принцип стабильности нашел свое выражение в установлении вполне определенных размеров государственного налога, исчислявшегося по среднегодовой урожайности, местных начислений к нему и т. д. Так, в Постановлении о сборе налога в 1953 г. указывалось, что в 1953—1955 гг. размер налога должен оставаться на уровне фактического сбора 1952 г. В дальнейшем этот уровень налогообложения был сохранен до 1957 г., т. е. до конца первой пятилетки. Закон о сельскохозяйственном налоге 1958 г. также закреплял принцип стабильности, приняв за неизменный уровень налогообложения на весь период второй пятилетки (до 1962 г.) фактический сбор налогов в 1958 г. Но причины установления относительно неизменного уровня налогообложения в годы первой и второй пятилеток были различны.


Тематически переводы