Обязанности уездного начальника

image

     Обязанности уездного начальника (чжи-сяня) были чрезвычайно многочисленными; важнейшей из них был сбор налогов. По общему правилу, в случае своевременного сбора налогов в течение трех лет уездный начальник подлежал повышению, в случае задолженности по сбору налогов — штрафу, величина которого зависела от размеров недоимки, или даже смещению с должности. Кроме того, уездный начальник отправлял правосудие на подведомственной ему территории, объединяя в своем лице функции следователя и судьи, возглавлял полицию и занимался организацией системы баоцзя (круговой поруки среди населения), ведал общественными работами в масштабах уезда, следил за содержанием городских стен и принадлежащих государству зданий (ямыня, казенных зернохранилищ, казнохранилища, тюрем, государственных храмов и т. п.), а также основных дорог, мостов и ирригационных сооружений уездного масштаба. В случае необходимости он осуществлял ремонт, а иногда и строительство тех или иных общественных сооружений из собственных средств либо из средств, собираемых за счет пожертвований или дополнительного обложения.

     Помимо этого уездный начальник занимался регистрацией земли и земельных сделок, ведал почтой, просвещением, помощью нуждающимся, следил за поддержанием общественного порядка, моралью и нравами населения. Он же должен был возглавить оборону города в случае опасности.

     В обязанности уездного начальника входило также отправление государственных религиозных культов. Вообще эта функция всегда была одной из основных для китайской администрации на всех уровнях. Важнейшие культы отправлял сам император.

     Отправление религиозных обрядов сопровождалось жертвоприношениями, которые делились на три вида: великие (или большие) жертвы (да сы), состоявшие из нефрита, тканей и животных, средние жертвы (чжун сы) — из тканей и животных и малые жертвы (сяо сы) — из животных. Великие жертвы приносились в честь Неба и Земли, средние — в честь императоров прошлых династий, наиболее популярных мудрецов и божеств (Конфуция, бога войны Гуань-ди), а также знаменитых героев и достойнейших людей прошлого, малые — божествам ветра, облаков, грома, дождя, гор, рек, городских стен и рвов.

     По приезде на место назначения уездный начальник обязан был принести жертвы в храме божества — покровителя города, городских стен и рвов (чэн-хуана). Проведя в храме ночь (с соблюдением поста), он наутро исполнял обряд жертвоприношения и только после этого мог проследовать в ямынь. Помимо этого до вступления в должность уездный начальник должен был принести жертвы духу средних ворот ямыня, а также божеству данной местности (туди шэнь). В течение трех дней после прибытия уездный начальник должен был посетить также все остальные храмы, в которых предписывалось осуществлять регулярные жертвоприношения.

     Регулярно в установленное время уездный начальник отправлял религиозный ритуал в храмах Конфуция, чэн-хуана, Гуань-ди, а также приносил жертвы в честь других божеств и духов. Весной и осенью он отправлял жертвоприношения в честь знаменитых местных чиновников, добродетельных местных шэньши, выдающихся по своим достоинствам местных жителей, а также лиц, замечательных своей исключительной сыновней почтительностью, добродетелью, верностью и т. п. Уездному начальнику полагалось помимо того приносить жертвы духам, о которых никто не заботился, с тем чтобы они не приносили зла жителям его уезда.

     Кроме этого в случае бедствий (засухи, наводнения, нашествия саранчи и т. п.) уездный начальник обязан был обратиться за помощью к соответствующим божествам и духам с отправлением предписываемого религиозного ритуала, а если это не помогало — то к местному чэн-хуану, божеству-патрону.

     В непосредственном ведении уездного начальника находился ямынь со штатом письмоводителей (ли, шули) и служителей (я-и); последние исполняли функции посыльных, стражи, полицейских, тюремщиков, привратников и т. п.


В аппарате ООН