Особенности социальной организации деревни

image

     Тот факт, что деревня не являлась официальной единицей в системе административного деления Китая, накладывал определенный отпечаток и на ее социальную организацию. В ней сосуществовали два вида власти — официальная и неофициальная. Представителями первой был персонал, назначаемый уездным начальником: деревенский староста (цуньчжуан, чжуантои чжуанчжан), местный полицейский (ди-бао, ди-фан), а также старшие в объединениях дворов по системе баоцзя. Социальны» статус этого персонала был низким.

     Основная функция ди-бао состояла в том, чтобы доводить до сведения старосты распоряжения уездного начальника, передаваемые ему служителями ямыня (я-и). Помимо этого он должен был наблюдать за подозрительными людьми, докладывать в уезд о совершенных в деревне преступлениях (например, грабежах, убийствах) и помогать в их расследовании, докладывать о пожарах, контрабандной торговле солью и т. п. Положение ди-бао на социальной лестнице было весьма низким; даже служители ямыня, в обязанности которых входила передача распоряжений уездного начальника, обращались с ди-бао настолько плохо, что ему трудно было сохранить уважение жителей деревни; за провинности его по распоряжению уездного начальника могли подвергать порке.

     Социальный статус старосты был более высоким. В его обязанности входило доводить распоряжения уездного начальника до сведения реальных руководителей, вершивших все дела в деревне, но не являвшихся в отличие от перечисленного выше персонала представителями официальной администрации.

     В целях идеологического воздействия на население при Ци-нах, как и при предшествующих династиях, функционировала система сян-юэ («деревенский договор»). В деревню назначался в качестве наставника один из местных шэньши (позднее и уважаемый простолюдин в возрасте 60—70 лет), который был обязан два раза в месяц, первого и девятнадцатого числа, разъяснять конфуцианские максимы относительно норм социального поведения (об исполнении сыновнего долга, уважении и почитании старших и высших; о сохранении гармоничных отношений с соседями; о необходимости поддержания мира и порядка, своевременной уплаты налогов, объединения по системе баоцзя и т. д.). При этом сообщалось обо всех хороших и дурных поступках местных жителей (регистрация тех и иных входила в обязанности персонала сян-юэ).

     К XX в. система сян-юэ пришла в упадок и претерпела значительные изменения; связанные с нею обязанности возлагались теперь на деревенских старост, глав кланов и даже старших в системе баоцзя. В ряде мест персонал сян-юэ превратился в лиц, официально уполномоченных осуществлять сбор налогов и полицейский контроль.

     Таким в самых общих чертах был механизм административного воздействия властей на сельское население Китая при Ци-нах, механизм, не предусматривавший непосредственного вмешательства властей (без особых на это причин) в организацию внутридеревенской жизни. Решение множества проблем, с которыми сталкивалась деревня, как всякий социальный коллектив, было предоставлено самому населению. В синологической литературе встречается точка зрения, согласно которой китайская деревня была самоуправляемой. Однако о самоуправлении, на наш взгляд, можно говорить только в указанном выше смысле, а отнюдь не в плане демократического представительства и участия в управлении всего населения.


Старинный центр Ханоя