Поддержание правопорядка

image

     Не менее важной и также постоянной функцией сельской общины было поддержание правопорядка. Улаживание различного рода конфликтов как внутри, так и междеревенских (кражи, драки, потравы, споры, связанные с владением землей, межклановые, межсемейные, соседские и внутрисемейные конфликты, различного рода тяжбы и иски, связанные с долговыми обязательствами и матримониальными делами и т. п.) также входило в компетенцию сельских общин. Основным способом улаживания конфликтов, заканчивавшихся, как правило, компромиссом, был арбитраж; решение арбитров уважалось и принималось обеими сторонами. Авторитетность деревенского арбитража — показатель крепости общинных устоев и той важной роли, которую играл обычай в жизни общины.

     Традиции деревенского арбитража поддерживались и официальными властями, которые нередко отказывались принимать дело в суд, оставляя его на рассмотрение деревенских арбитров. Передача дела в суд — в случае, если стороны не могли прийти к соглашению,— считалась позорной как для сторон, так и для деревни в целом. К тому же власти путем вынесения чрезвычайно суровых приговоров старались — и небезуспешно — отучить население от обращения в уездный ямынь; взяточничество и вымогательства, связанные с рассмотрением там дела, в свою очередь, сводили до минимума число тех, кто обращался в суд, а заодно и надежды на справедливый приговор.

     Поддержание в деревне установленного правопорядка не ограничивалось улаживанием конфликтов; оно включало в себя также строгий контроль за соблюдением и должным исполнением обычаев и религиозного ритуала, за неукоснительным следованием освященным традицией нормам социального поведения жителей не только в самой деревне, но и за ее пределами. О проступках, совершенных вне родной деревни (в соседней деревне, рыночном центре или городе), сообщалось деревенским старейшим, которые и в этом случае старались, если это было возможно, избежать обращения в уездный ямынь и взять на себя улаживание конфликта и наказание виновных.

     Для оказания помощи нуждающимся, а также на случай стихийных бедствий в деревнях создавались общинные зернохранилища (шэцзан). Первоначальный запас зерна в них создавался обычно за счет обложения жителей деревни. Ссуды зерном выдавались два раза в год и возвращались, обычно с процентами, после сбора урожая. Прибыль, получаемая от этого, шла на общедеревенские нужды. Общинные зернохранилища — один из традиционных институтов китайской деревни — играли большую роль в экономической жизни сельской общины.

     Ирригационные работы — ремонт, очистка и строительство колодцев, каналов, дамб, ограждений и т. п. также были делом общины, поскольку они затрагивали интересы всей деревни. Ремонт и строительство общественных зданий (школ, храмов, зернохранилищ), деревенских стен, дорог, мостов также осуществлялись силами общины.

     Поскольку экономически китайская деревня не была полностью самообеспечивающейся (около 25% ее потребностей удовлетворялось за счет рынка), устройство (обычно периодическое) базаров, ярмарок также было делом сельских общин и являлось одной из статей дохода деревенского бюджета (за счет обложения торговцев, приходящих из соседних деревень; жители собственной деревни обложению не подлежали).


Осенний пролет