Рост темпов государственного снабжения

image

     Уже в начале 1952 г. темпы роста государственного снабжения продовольственным зерном превысили темпы роста его поступления от сельскохозяйственного налога и закупок на свободном рынке. Положение стало еще более напряженным в начале 1953 г., когда резко возрос спрос на зерно в городе и одновременно возросло его потребление в деревне. В сентябре и октябре 1953 г. план заготовок оказался выполненным лишь соответственно на 80,1% и 72,12%. В этой обстановке руководство страны перешло к политике единых закупок и снабжения продовольственным зерном, которая, претерпев ряд изменений, в основе своей осуществляется и до сегодняшнего дня. В ходе осуществления этой политики можно выделить несколько этапов.

     Первый этап: февраль 1953 г.— апрель 1955 г. В этот период закупки проводились на основе решения Государственного административного совета от 25 февраля 1953 г., которое обязывало крестьян, производящих зерновые культуры, продавать соответствующим органам излишки зерна в количестве, ассортименте и по закупочным ценам, установленным государством. Крестьяне могли свободно распоряжаться излишками зерна, оставшимися после выполнения поставок государству в порядке налога и закупок. Одновременно вводилось централизованное снабжение зернопродуктами крестьян, занятых в производстве технических культур, и населения районов, подвергшихся стихийным бедствиям. В этот период закупки фактически осуществлялись по принципу «закупать все, что удастся закупить». Отсутствие определенных норм закупок и соответственно ограничений деятельности закупочных организаций привело к тому, что уже в ноябре 1953 г. закупки увеличились на 85,5% по сравнению с октябрем, а в декабре — на 72,2% по сравнению с ноябрем. В этом месяце было закуплено на 137% больше, чем в декабре 1952 г.

     Несмотря на попытки отдельных крестьян фальсифицировать данные об урожае или другим путем обойти слишком большие нормы заготовок, в течение первого года после введения закупок количество поступившего государству зерна увеличилось более чем в два раза. Закупки, по нашим расчетам, охватывали более 60% сельского населения, и столь значительный рост массы товарного зерна был получен за счет изъятия всех излишков его у этих крестьян. Абсолютный рост заготовок зерна в 1953— 1954 гг. вдвое превысил прирост его производства, а в 1954—1955 гг. объем заготовок поднялся до наивысшего уровня за весь период первой пятилетки, составив 31% валового производства.

     Хотя постоянно подчеркивалась необходимость разграничивать сбор сельскохозяйственного налога и проведение обязательных закупок (поскольку последние производились не безвозмездно), на практике закупки всегда «увязывались» со сбором налога. Такой порядок одновременного сбора всех поставок был единственно возможным: зерно надо было изымать сразу же после уборки урожая, до распределения его в деревне.

     В то же время закупочные цены на зерно были близкими к себестоимости. Так, при себестоимости 100 цзиней риса в 5,4 юаня закупочная цена в среднем по 13 провинциям в 1957 г. была 6,21 юаня, в отдельных провинциях она почти равнялась себестоимости (в Сычуани и Хунани — 5,43 юаня), а в ряде других была даже ниже себестоимости (в Гуйчжоу — 4,82 юаня, в Юньнани — 5,09 юаня, в Хубэе — 5,38 юаня).

     Почти аналогичным было положение при закупках пшеницы. Себестоимость производства 100 ее цзиней равнялась 8,25 юаня, а закупочная цена составляла 10,94 юаня. Следует, однако, учитывать, что таким образом оценивалось зерно в «силян», т. е. реально не 100, а в среднем 133 цзиня. Следовательно, в большинстве случаев закупочная цена на пшеницу была ниже ее себестоимости. Таким образом, обязательные закупки зерна на деле выступали как дополнительный налог. Ясно, что такие закупочные цены не могли стимулировать роста ни производства, ни закупок. Незначительное повышение закупочных цен (сначала на 3,4%, а затем, в 1958 г., еще на 3%) мало что меняло. Серьезное же их увеличение — для поднятия материальной заинтересованности крестьян — потребовало бы коренного пересмотра всей политики цен и государственного бюджета.


Разгибание ног на тренажере в положении сидя