Сельская община в Китае

image

     К началу XX в. в сельской местности проживало более 80% населения Китая, а деревня была основным типом поселения. Поэтому, хотя никаких официальных органов власти, непосредственно регулирующих жизнь деревни, в Китае не существовало, без изучения социальной организации сельской общины и тех функций, которые она вынуждена была брать на себя, невозможно получить представление о характере управления страной и, в частности, о системе ее местного управления.

     В указанное время сельская община в Китае продолжала оставаться живым социальным институтом, в той или иной мере обеспечивающим насущные хозяйственные и социальные потребности сельского населения. Представить себе ее социальную организацию можно, к сожалению, лишь базируясь на сведениях об отдельных деревнях и уездах, содержащихся в работах таких авторов, как С. Д. Гэмбл, Фэй Сяо-тун, Сяо Гун-чуань, Д. X. Кульп, И. К. Леон и Л. К. Дао, Ц. К. Ян, М. Ц. Ян и некоторых других. При этом необходима одна существенная оговорка. Сведение воедино данных о многочисленных формах социальной организации в китайских общинах может создать у читателя идеализированное представление о положении дел в китайской деревне, тем более что нами не затрагиваются вопросы о свойственных ей в рассматриваемое время социальных противоречиях, всевластии деревенской верхушки и о признаках разложения общин. В связи с этим необходимо подчеркнуть, что многообразие форм организации социальной жизни сельского населения отнюдь не означает, что китайская деревня была хорошо организованной, социально активной общиной или что в любой китайской деревне имели место все или хотя бы более или менее значительная часть тех социальных институтов, которые описываются ниже. Интенсивность социальной жизни была различной не только в отдельных районах — провинциях, областях, уездах, но и в каждой отдельно взятой деревне, и зависела от многих факторов, в том числе от размера деревень и общего благосостояния жителей (очень маленькие или бедные поселки обычно были не в состоянии организовать даже защиту от бандитов и воров или охрану урожая).

     Охрана жизни и имущества жителей была постоянной и насущной необходимостью в китайской деревне. В этих целях деревни обносились стенами и окружались рвами с водой. На худой конец стенами огораживали часть территории деревни, где было расположено общинное зернохранилище и где могли укрыться жители деревни в случае нападения. Окна в домах сельских жителей, как правило, выходили только во двор. Там, где средством сообщения служили реки, они часто перегораживались деревянными воротами, которые на ночь запирались и охранялись.

     Для охраны имущества от воров, особенно в зимнее (свободное от сельскохозяйственных работ) время, в китайской деревне существовал институт ночного караула. Ночные сторожа не были вооружены, в обязанности их входило ударами в гонг или деревянными трещотками поднять тревогу в случае появления грабителей или возникновения пожара.


Изгнание турецких захватчиков и установление габсбургского господства над всей страной