Стабилизация отношений между союзниками

image

     Хэрли писал Рузвельту, что если американское правительство поддержит в этом споре Стилуэлла, то Китай для США будет потерян. И Вашингтон уступил.

     Однако требование об отзыве Стилуэлла из Китая ни в коем случае нельзя рассматривать как вопрос о личной судьбе генерала, не понравившегося Чан Кай-ши. Ключ к пониманию сути спора между ними лежит в противоречии между линией Стилуэлла, направлявшего свои усилия на мобилизацию ресурсов Китая на борьбу с японцами, и линией Чан Кай-ши и его окружения, саботировавших военные действия, блокировавших освобожденные районы и готовившихся к борьбе за власть в Китае. Деятельность Стилуэлла, требующего активного участия Китая в войне с Японией, имела большое значение для правительства США на первых этапах тихоокеанской войны. В заключительный же период, в 1944 г., когда неизбежность поражения держав оси стала очевидной, Китай утратил для правящих кругов США значение в военном отношении. Об этом довольно ясно говорилось в решениях второй Квебекской конференции, состоявшейся в сентябре 1944 г.

     Однако, сбрасывая со счетов гоминьдановский Китай в военном отношении, правительство США по-прежнему продолжало придерживаться своей политики «признания Китая великой державой», что было непосредственно связано С планами американского империализма по установлению своего господства на Дальнем Востоке после окончания войны с Японией. Представители гоминьдановского Китая были приглашены для участия в предварительных переговорах великих держав по вопросам создания Всеобщей международной организации для сохранения мира и безопасности, состоявшихся в Думбартон-Оксе с 29 сентября по 7 октября 1944 г. На конференции в Сан-Франциско в конце апреля 1944 г. был еще раз подтвержден статус Китая как великой державы. Согласно Уставу Организации Объединенных Наций, принятому на этой конференции, Китай вошел в состав пяти постоянных членов Совета Безопасности, получивших большие полномочия в ходе решения международных вопросов.

     Отзыв Дж. Стилуэлла не внес больших изменений в военно-политическую обстановку в Китае. В первые месяцы 1945 г. гоминьдановские войска потерпели ряд серьезных поражений в провинциях Чжэцзян, Фуцзянь, Цзянси, Гуандун и Хунань. Снова огромные территории Китая перешли в руки японских захватчиков. Причина поражения гоминьдановских армий по-прежнему заключалась в том, что Чан Кай-ши и его окружение главное внимание уделяли активной подготовке к борьбе с национально-освободительным движением, руководимым КПК. Это нашло отражение в решениях очередного съезда гоминьдана в мае 1945 г., в центре внимания .которого были внутриполитические вопросы, а не проблемы борьбы с Японией.

     Что же касается китайско-американских отношений, то после приезда в Чунцин посла США П. Хэрли и главного военного советника генерала А. Ведемейера они стали улучшаться. Новые представители американского правительства начали свою деятельность с того, что официально осудили вмешательство в дела, являвшиеся сферой компетенции Чан Кай-ши. Хэрли заявил, что его миссия заключается в том, чтобы «во-первых, воспрепятствовать крушению национального правительства; во-вторых, чтобы укрепить положение Чан Кай-ши в качестве председателя национального правительства Китайской республики и главнокомандующего в Китае; в-третьих, чтобы наладить отношения между главнокомандующим Чан Кай-ши и американским командующим; в-четвертых, чтобы стимулировать в Китае военное производство, а также воспрепятствовать экономической разрухе; в-пятых, объединить все имеющиеся в Китае военные части, чтобы добиться создания армии для поражения Японии».

     Перед новым военным советником Чан Кай-ши генералом А. Ведемейером в основном стояли те же задачи, что и перед Стилуэллом. Вскоре после прибытия в Чунцин Ведемейер предложил новый план реорганизации китайской армии, который предусматривал оснащение 35 дивизий американским оружием и снаряжением. По отношению к Чан Кай-ши он занял осторожную позицию, критическую обстановку в Китае объяснял не коррупцией и некомпетентностью командующих китайскими армиями, а их плохим оснащением, недостаточным питанием солдат, ошибками при планировании военных операций.

     С начала 1945 г. в США была прекращена официальная критика чунцинекого правительства. После провала переговоров между гоминьданом и КПК, посредником на которых выступал П. Хэрли, в Вашингтоне было принято решение взять курс на сотрудничество и всестороннюю поддержку режима Чан Кай-ши. Новый президент США Г. Трумэн хотел видеть Китай в будущем в качестве преданного младшего «партнера» США. Соответствующие американские ведомства увеличили поставки в Китай оружия и военных материалов. Цель этой «помощи» заключалась в укреплении позиций гоминьдановского режима в предстоящей борьбе с КПК. После капитуляции Японии в сентябре 1945 г. начался новый этап китайско-американских отношений, когда США открыто вступили на путь вмешательства во внутренние дела Китая.

     Итак, тихоокеанская война открыла новый этап в китайско-американских отношениях. Китай и США выступали на международной арене как два государства-союзника, преследовавшие общую цель — разгром агрессивного японского империализма. Однако помимо этой общей цели каждая из союзных держав имела свои интересы, стремилась обеспечить себе наиболее благоприятные условия для ведения войны и участия в послевоенном устройстве мира. Поскольку их политические линии не всегда совпадали, отношения между ними отличались определенной напряженностью и нередко выливались в серьезные конфликты. Наиболее важными источниками таких конфликтов были: во-первых, неспособность американцев обеспечить правительство Чан Кай-ши в большом количестве военными материалами и вооружением; во-вторых, нежелание американцев предоставить представителям Китая равное место во всех органах союзных держав, занимавшихся как разработкой стратегических планов, так и распределением военных поставок; в-третьих, пассивная военная политика гоминьдановского правительства. Единство взглядов правящих кругов обеих держав наблюдалось, пожалуй, по вопросу повышения международного статуса Китая. Это было главной целью внешнеполитических акций правительства Чан Кай-ши, и данные националистические тенденции поддерживались правительством США. Но отправные моменты такой политики обеих держав были различными. Чан Кай-ши и его окружение добивались для Китая статуса великой державы в гегемонистских целях, стремясь распространить свое влияние на соседние страны. Правящие же круги США проводили так называемую политику превращения Китая в великую державу, чтобы после окончания войны иметь в лице гоминьдановского правительства опору для претворения в жизнь своих экспансионистских планов на Дальнем Востоке.

     Деятельность дипломатии обеих стран в период тихоокеанской войны была активной и целеустремленной. Сотрудничество осуществлялось как в политической, так и в военной и экономической областях. Играя на опасениях США в отношении капитуляции Китая, гоминьдановская дипломатия путем шантажа и угроз добилась осуществления ряда своих требований.

     Отношения между союзниками стабилизировались в начале 1945 г., когда правительство США взяло курс на всестороннюю поддержку режима Чан Кай-ши в борьбе с национально-освободительными силами, руководимыми коммунистами.


Печать порока