Стабилизация уровня налогообложения

image

     Стабилизация уровня налогообложения в 1953 г. оказалась возможной в связи с введением осенью 1953 г. централизованных закупок важнейших сельскохозяйственных продуктов, в первую очередь продовольственного зерна. Централизованные закупки давали возможность государству с лихвой перекрыть «недобор» продовольствия и технического сырья, связанный с сохранением сбора налога на уровне 1952 г. (см. табл. 1). В среднем за годы первой пятилетки соотношение налоговых поступлений и закупок было 40:60. Помимо этого, из табл. 1 видно, что, несмотря на провозглашение принципа стабильности, в 1954 г. он был нарушен. В этом году было изъято больше зерна, что создало очень напряженное положение с продовольствием в деревне в 1954 г. и весной 1955 г. Стабилизация налогообложения на период второй пятилетки была вызвана прежде всего тем, что к концу первой пятилетки в производстве продовольственных культур был достигнут потолок товарности, в связи с чем дальнейшее увеличение объема заготовок зерна было экономически невыгодно. Второй причиной, повлиявшей на закрепление уже достигнутого уровня величины налога, было принятие в сельском хозяйстве курса на осуществление механизации сельского хозяйства преимущественно за счет местных средств, прежде всего трудовых ресурсов деревни, за счет увеличения внутренних накоплений крестьянства. Недополучая, таким образом, часть товарных ресурсов из деревни в связи с закреплением неизменного уровня налогообложения на период второй пятилетки, государство рассчитывало в конечном итоге решить проблемы создания материально-технической базы сельского хозяйства за счет внутренних ресурсов деревни и получать при этом максимально возможный при существовавших условиях производства гарантированный объем товарного продовольствия независимо от колебаний урожая.

image_thumb[2]

     Тем не менее стабилизация объема налога и закупок на период трех лет в годы первой пятилетки и на пять лет в годы второй означала, что все, что будет произведено в данный период крестьянами или хозяйствами сверх этого установленного объема, будет освобождено от налогообложения и закупок. Эта система могла бы быть эффективной, если бы она последовательно соблюдалась, и если бы производство не зависело в такой мере от капризов природы. Но плохие урожаи в отдельные годы сделали невозможным выполнение заданий по сбору налога и закупкам в ряде районов. А потребности государства в товарной продукции сельского хозяйства не уменьшались и в неурожайные годы. Фактически они даже увеличивались из-за необходимости обеспечивать продовольствием районы, подвергшиеся стихийным бедствиям. Поэтому квоты для районов, не пострадавших от стихийных бедствий, должны были быть повышены, невзирая на обещание стабилизации.

     В 1958—1959 гг. вырос объем заготовок продовольствия, превысив уровень, установленный законом 1958 г. Так, если в 1957 г. общий объем заготовок составил 44,02 млн. т товарного, или 51,15 млн. т неочищенного зерна, то в 1958 г.— соответственно 51,26 млн. т, или 59,6 млн. т. Таким образом, рост заготовок зерна за один год составил 16,4%. Это, в свою очередь, ставило под сомнение все последующие обещания властей о стабилизации объема налогообложения и закупок в будущем.


Хроника Абд ар-Рахмана ас-Сади