Третий этап

image

     С целью выправить создавшуюся ситуацию в 1957 г. было проведено два всекитайских совещания по продовольственному вопросу и опубликован ряд соответствующих постановлений. На первом из этих совещаний (июль 1957 г.) было принято решение придерживаться курса «увеличения производства и увеличения закупок». Устанавливалось, что складские запасы должны увеличиваться на 3,5—5 млн. т в высокоурожайные годы и на 1,5 млн. т в обычные годы. Вводился строгий контроль за сбытом зерна.

     Поскольку, однако, в течение двух месяцев положение не изменилось, оказалось необходимым созвать новое совещание. Оно приняло решение увеличить объем заготовок до 43,5 млн. т в 1957—1958 гг., а также наметило меры по ограничению дальнейшего, роста потребления зерна в стране. На основе материалов этого совещания было принято «Дополнительное постановление Госсовета о единых закупках и едином снабжении зерна» от 11 октября 1957 г.

     В целом был разработан ряд серьезных мер, направленных, с одной стороны, на получение дополнительного количества товарного зерна, с другой стороны — на сокращение числа его потребителей и снижение уровня потребления населения, главным образом, деревни.

     Была проведена переоценка численности населения, пахотной площади и показателя среднегодового урожая кооперативов (поскольку именно они выступали налогоплательщиками и поставщиками товарного зерна). В результате показатель среднегодового урожая был поднят и составил, как показано выше, 92,3% фактического урожая.

     Было разрешено изымать свыше 40% остатка после обязательной продажи излишков. Дополнительные закупки были распространены и на ряд самообеспечивающихся районов.

     Устанавливался строгий порядок распределения сельскохозяйственной продукции — «прежде всего для страны, а потом для кооператива». Это означало, что кооперативы должны прежде всего заплатить налог и выполнить обязательства по закупкам, затем выделять доли своим членам и, наконец, могли свободно распоряжаться тем, что остается.

     Одним из наиболее важных шагов была передача кооперативам ответственности за снабжение продовольствием крестьянских семей, у которых не хватало собственного зерна и которые находились на государственном едином снабжении. Этим было начато внедрение курса на самообеспечение в деревне.

     Одновременно был принят новый порядок распределения продовольствия в деревне согласно возрасту и участию в производстве. Дифференцированные нормы снабжения были введены в городах с 1955 г., а в деревне — с конца 1957 г.

     Подчеркивалась, наконец, необходимость более строгого контроля над потреблением в районах, подвергшихся стихийным бедствиям, нормы снабжения населения там были установлены ниже средних по зерновым районам.

     Даже простое перечисление указанных выше мероприятий говорит о том, что к концу 1957 г., т. е. к концу первой пятилетки, продовольственное положение в Китае продолжало оставаться напряженным. Выход из положения руководство страны искало в снижении снабжения продовольствием и города, и деревни, в сокращении норм потребления, увеличении закупок «сверхизлишков», внедрении батата в структуру питания в городах и т. д.


Изменения в экономике и общественном строе Монголии во второй половине XIX в.